четверг, 14 февраля 2013 г.

стихи г. гофмана

      В Петербурге выходит второй сборник стихотворений Виктора Гофмана «Искус» (на титуле – 1910 г.).

      До окончания университета в 1909 году Гофману приходится учиться, работать и писать одновременно. В 1909 он переезжает в Петербург с намерением всецело посвятить себя творчеству. Но журналистская деятельность по-прежнему отнимает много сил. Он сотрудничает в газетах «Речь», «Слово», работает секретарем, а позднее – помощником редактора в «Новом журнале для всех». Работает над прозой и переводами, в том числе Ги де Мопассана и Генриха Манна, которого пропагандирует как крупнейшего мастера психологического романа.

      Все это сознавал и сам Гофман; у него была прекрасная черта – строгость к себе. Знал он, что надо работать серьезно и много; было в его отношении к подвигу писателя глубокое

       первая книга его была встречена критикой разногласно, но в общем сочувственно. В числе положительных качеств ее отмечались, главным образом, внутреннее изящество и напевность стиха, в числе отрицательных – сильное влияние Бальмонта. Дарование Гофмана признавалось, кажется, всеми, – но признавалось и то, что ему надо еще много приложить усилий, чтобы достойно использовать это дарование.

Из воспоминаний Владислава Ходасевича:

      В 1905 выходит первый сборник стихотворений Виктора Гофмана «Книга вступлений. Лирика. 1902-1904».

      Окончив с золотой медалью гимназию, Гофман поступает на юридический факультет Московского университета. Материальное положение семьи ухудшается, и ему приходится давать уроки. С 1905, будучи студентом, он начинает работать в газетах – в «Русском листке», «Русском голосе», «Свободном труде», «Деле и отдыхе», «Москвиче». Пишет статьи на самые разные темы: от выставок и театральных постановок до общественно-политических событий. В этом же году он принимает участие в создании журнала «Искусство», выполняет обязанности секретаря.

      В 1903 Гофман, ученик восьмого класса, бывает на «средах» Валерия Брюсова, знакомится с Константином Бальмонтом. Его стихи печатаются в «Северных цветах» и альманахе «Гриф».

      И вот однажды Гофман, изо всех сил стараясь скрыть сознание своего превосходства, говорит мне как будто небрежно: «Я познакомился с Брюсовым». Ах, счастливец! Когда же я буду разговаривать

      Читали украдкой и дрожали от радости. Еще бы! Весна, солнце светит, так мало лет нам обоим, – а в этих стихах целое откровение. Ведь это же бесконечно ново, прекрасно, необычайно... Какие счастливые дали открываются перед нами, какие надежды! И иногда от восторга чуть не комок подступает к горлу.

       В те дни писал «Будем как Солнце», – «Urbi et orbi». Мы читали и перечитывали всеми правдами и неправдами раздобытые корректуры скорпионовских «Северных Цветов». Вот – впервые оттиснутый «Художник-Дьявол», вот «Хочу быть дерзким», которому еще только предстоит сделаться пресловутым, вот «Восхваление Луны», подписанное псевдонимом: Лионель. Но мы уже знаем: это он, сам Бальмонт.

      Помню, сидит он на углу парты. Откинутая назад голова слегка втянута в плечи. Нога закинута на ногу, и резко очерчено острое колено. Весь он легкий, худой. Курчавые волосы, немного прищуренные глаза и всегда немного дрожащее на носу пенсне в роговой оправе. Тихим, чуть-чуть срывчатым, с ясно слышными носовыми звуками голосом он читает стихи. Читает уже нараспев, как все модернистские поэты, перед которыми оба мы преклоняемся

       часы больших перемен мы, встречаясь, посвящали разговорам о поэзии. Гофман уже печатался в ряде детских журналов и в «Русском Листке». К его словам и суждениям я очень прислушивался. Он читал мне свои стихи.

Из воспоминаний :

      Первый ребенок в семье мебельного фабриканта и декоратора, австрийского подданного, Виктора Францевича Гофмана, Виктор Гофман с детства был окружен любовью и вниманием. Он рос задумчивым, тихим ребенком, предпочитавшим чтение и музыку шумным играм. Любил играть с младшими сестрами. Первое стихотворение, написанное им в возрасте шести-семи лет – о больной кукле («Больное дитя»). Обучение его проходило дома до одиннадцати лет. Далее он поступает в Московское реальное училище, из которого во втором классе переходит в 3-ю московскую гимназию, так как хочет изучать древние языки, чтобы читать в оригинале греческих и латинских авторов. По воспоминаниям учившегося на год младше Владислава Ходасевича, в то время в гимназии был целый ряд преподавателей с широкой эрудицией, поддерживавших творческую атмосферу. Особенно близок Виктору Гофману становится преподаватель немецкого языка Георг Бахман, сам писавший стихи на немецком и немного на русском языке. Гофман бывает у него дома, переводит его стихи, позднее – посвятит ему несколько своих произведений. Ходасевич познакомился с Виктором Гофманом, когда учился в шестом классе. Их сблизили литературные интересы.

Окончил юридический факультет Московского университета

14/26.V 1884, Москва – 31.VII / 13.VIII 1911, Париж

Поэт, прозаик, критик, переводчик

Виктор ( -Эмиль) Викторович Гофман

Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до ...

Комментариев нет:

Отправить комментарий